Наталья Варлей — о съемках Кавказской пленницы : Гайдай закрыл дверь и попытался меня поцеловать

Комментарии: 1

Фото: kinopoisk.ru

Знаменитая актриса написала потрясающе откровенную автобиографию «Канатоходка».

 

Наталья Варлей, звезда двух суперхитов 60-х, «Кавказской пленницы» и «Вия», стала автором книги, в которой очень честно рассказала о своей жизни и карьере, о тех, с кем работала и кого любила, о том, как из девочки, очарованной цирком и окончившей цирковое училище, стала знаменитой на всю страну артисткой. Она сразу говорит, что устала от творчества «шустриков», от журналистики и литературы, от публикаций, которые представляют собой «не ложь, а приблизительность, перемешанную со сплетнями, вымыслами и домыслами, немножко разбавленную реальными фактами». Вместо того чтобы опровергать их, она решила сама написать всю правду.


«Затянули косички, чтобы глаза казались раскосыми»

Самая известная картина Варлей — «Кавказская пленница», и кажется, за полвека про нее написано и рассказано все. Но, оказывается, нет.

Это не был дебют Варлей в кино: до того она снялась в короткометражке «Праздник» по рассказу Александра Грина и в комедии Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Формула радуги». На «Формуле» Варлей так понравилась Хилькевичу, что он хотел утвердить ее на главную роль, — помешал только юный возраст: героине по сценарию было 24 года, а Варлей — всего 18, причем выглядела она на 14. И в итоге она сыграла лишь скромную роль медсестры.

Но на съемках присутствовала Татьяна Семенова, ассистентка Леонида Гайдая, которой сказали, что в «Формуле радуги» снимается «хорошая цирковая девочка». И вскоре Варлей ждала телеграмма с просьбой прийти на пробы для «Кавказской пленницы».

Знакомство с Гайдаем актрисе не очень запомнилось. Режиссер показался ей довольно мрачным. Он прочитал с ней несколько страниц из сценария, потом сделали фотопробы (причем Варлей туго затянули косички, чтобы глаза выглядели чуть раскосыми, — сначала предполагалось, что у Нины должна быть экзотическая восточная внешность). Потом прошли кинопробы, причем реплики за Шурика опять-таки подавал из-за камеры сам Гайдай. Актриса согласилась пройтись перед камерой в купальнике и удивила съемочную группу той легкостью, с которой разделась (они не понимали, что для артистки цирка купальник — почти что рабочая одежда).

И только потом Наталья узнала, что на роль, помимо нее, претендовали около 500 актрис. В том числе первые красавицы советского кино: Наталья Фатеева, Наталья Кустинская, Анастасия и Марианна Вертинская, Валентина Малявина, Лариса Голубкина, Виктория Федорова, Наталья Селезнева… Это не считая бесчисленных непрофессиональных актрис — балерин, спортсменок и просто красавиц. Но никому неизвестной «цирковой девочке» удалось обойти их всех.


Неудобная ситуация

На съемках «Кавказской пленницы» случился довольно неприятный эпизод. Как-то в ресторане допоздна отмечали день рождения Александра Демьяненко. Потом Леонид Гайдай предложил проводить Наталью до гостиницы. Они вместе поднялись на этаж, где рядом находились их номера (Гайдай жил в своем с женой, Ниной Гребешковой). Но Гайдай не отправился к себе, а шагнул за Варлей в ее номер и попытался закрыть дверь изнутри. Варлей вежливо попросила этого не делать.

«И мы сели — я на краешек стула, а Леонид Иович в кресло у окна — напротив. Ситуация была более чем неловкая… Я начала «заполнять паузу», что-то лепеча про день рождения Саши, про завтрашние съемки…

И тут в коридоре раздался громкий звук торопливых шагов, и в дверях остановилась Нина Павловна… Я от смущения не нашла ничего умнее, чем заявить: «Мы говорим о работе!» Нина Павловна молча вышла…

Хлопнула дверь соседнего номера. Леонид Иович поднялся с кресла и пошел к выходу, я двинулась, чтобы закрыть за ним дверь. Но Гайдай неожиданно сам закрыл ее изнутри, повернулся и попытался меня поцеловать…»

Но поцелуя не получилось. «Я была девушка цирковая, сильная, с моментальной реакцией, поэтому в одну секунду я Гайдая не только оттолкнула, но и вытолкала из номера, закрыла дверь и заперла ее на ключ (прямо-таки сцена с Сааховым из фильма!)…»

На следующий день Гайдай был очень вежлив, хотя старался не смотреть в сторону Натальи.

А когда они возвращались в Москву (Гайдай, Гребешкова и Варлей ехали в одном купе), Гребешкова вышла, а Гайдай вдруг жестко сообщил Наталье, что в фильме ее будет озвучивать другая актриса. Хотя раньше никаких претензий к ее голосу у него не возникало. Она от неожиданности и обиды разрыдалась, а он стал ее утешать: мол, начинающих актрис постоянно озвучивают опытные…

Потом ее даже отвезли на студию, чтобы она сама попыталась озвучить героиню. Но она чувствовала: все ждут, что она не справится. Ей никто не помогал, не объяснял тонкостей работы, наоборот — торопили и словно подталкивали к провалу. У Натальи от волнения пересохло в горле, а Гайдай сказал: «Ну вот, видишь! У нас просто нет времени с тобой возиться! А Надя все сделает быстро и профессионально. Да не реви!»


Попросил прощения за Румянцеву

Надя — это Надежда Румянцева, одна из кандидаток на роль Нины. Лишь немногие реплики героиня «Кавказской пленницы» произносит не ее голосом, а голосом Варлей (например, фразу «Ошибки надо не признавать! Их надо смывать. Кровью!..»).

Впрочем, с Гайдаем отношения испорчены не были. Варлей подружилась с ним, впоследствии снялась у него в «Двенадцати стульях» в роли Лизы — юной пассии Кисы Воробьянинова. С Ниной Гребешковой она дружит до сих пор.

Да и сам режиссер уже под конец жизни называл ее любимой актрисой. И однажды сказал: «Ты знаешь, я до сих пор не могу себе простить того, что озвучил тебя Надей!.. Я помню, как ты плакала… Надя — блестящая актриса, но она пробовала скопировать твои интонации, и все равно слышно, что это — Надя, хоть и молодая, но все-таки старше тебя на 10 лет. Это не имело смысла. Наташа! Ты прости меня!..»

Источник: kp.ua

Оставьте ответ